Размер шрифта: Стандартный  Увеличенный
Цвет сайта: Белый фон  Черный фон
обычная версия сайта
Версия для слабовидящих

Тарифная политика в системе обязательного медицинского страхования

В настоящее время на территории всей Российской Федерации установлены единые способы оплаты медицинской помощи, а также  подходы к формированию соответствующих тарифов за оказанную медицинскую помощь.

Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2018 и на плановой период 2019 и 2020 годов установлены способы оплаты при оказании амбулаторной и скорой медицинской помощи, в том числе по подушевому нормативу финансирования на прикрепившихся лиц с использованием различных инструментов региональной настройки таких как: 

половозрастная структура, особенность расселения и плотность прикрепленного населения субъекта Российской Федерации,

уровень расходов на содержание медицинской организации в зависимости от количества отдельных структурных подразделений,

радиус территории обслуживания,

уровень расходов на содержание имущества медицинских организаций и другие.

При оплате медицинской помощи в медицинских организациях, имеющих в своем составе подразделения, оказывающие медицинскую помощь в амбулаторных, стационарных условиях и в условиях дневного стационара, может применяться способ оплаты по подушевому нормативу финансирования на прикрепившихся к данной медицинской организации лиц, включая оплату медицинской помощи по всем видам и условиям предоставляемой указанной медицинской организацией медицинской помощи, с учетом показателей результативности деятельности медицинской организации.

В стационарных условиях и в условиях дневных стационаров устанавливается единственный способ оплаты медицинской помощи - за законченный случай лечения заболевания, включенного в соответствующую клинико-статистическую группу заболеваний (далее – КСГ).

Ежегодно с 2013 года в российскую модель КСГ вносятся изменения, необходимые для совершенствования механизма финансового обеспечения медицинской помощи в целях снижения неэффективных расходов медицинских организаций, перераспределения на дневной стационар объемов медицинской помощи при заболеваниях, не требующих круглосуточного наблюдения.

На протяжении последних лет модель КСГ постоянно совершенствуется путем расширения и увеличения количества групп, включения в них диагностических исследований и методов лечения.

Так, в 2013 году была разработана модель с применением 187 КСГ, а в 2018 году уже оплачивается 343 КСГ в стационарных условиях и 134 КСГ в условиях дневного стационара.

В целях обеспечения единой на территории Российской Федерации методологии формирования тарифов на оплату медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в субъекты Российской Федерации направляются Методические рекомендации по способам оплаты медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования, утвержденные коллегиальным решением с учетом экспертной оценки членов Рабочей группы Минздрава России по подготовке методических рекомендаций по реализации способов оплаты медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в состав которой входят представители Минздрава России, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, территориальных фондов обязательного медицинского страхования, медицинских сообществ, а также большинство главных внештатных специалистов Минздрава России.

Основными приоритетными направлениями реализации тарифной политики в 2018 году являются:

- дифференцированный подход в оплате медицинской помощи по профилю «Онкология» в связи с выделением новых схем лечения в зависимости от назначаемого лекарственного препарата, позволяющий обеспечить рост тарифа за оказанную помощь до 60 % в условиях круглосуточного стационара и до 80 % - в условиях дневного стационара;

- недопущение установления заниженных тарифов на оказание медицинской помощи по профилю медицинской помощи «Онкология» и «Детская онкология», в том числе недофинансирования медицинских организаций в части приобретения лекарственных средств;

- дифференцированный подход в оплате медицинской помощи по профилю «Медицинская реабилитация» путем применения шкалы реабилитационной маршрутизации, позволяющей оказывать дорогостоящую реабилитационную помощь пациентам, которые в ней нуждаются;

- поддержка  людей пожилого и старческого возраста, путем выделения КСГ по профилю медицинской помощи «Гериатрия»;

- поддержка медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь с применением телемедицинских технологий, госпиталей ветеранов войн, а также медицинских организаций, расположенных на территории закрытых административных территориальных образований, путем установления повышающих коэффициентов;

- установление возможности криоконсервации с последующим переносом эмбриона при проведении экстракорпорального оплодотворения за счет средств обязательного медицинского страхования, позволяющей существенно удешевить расходы на повторный цикл экстракорпорального оплодотворения.

Регулярная актуализация модели КСГ в связи с накоплением новых статистических данных и появлением новых методов диагностики и лечения позволяет точнее классифицировать случаи госпитализации и реализовывать основной принцип оплаты по КСГ: справедливость, то есть большая оплата за больший объем оказанной помощи с учетом ее сложности.

При этом особое внимание уделяется установлению уровней оказания медицинской помощи и недопущению недофинансирования каждой медицинской организации. С помощью грамотной настройки модели КСГ реализация тарифной политики позволяет нивелировать дифференциацию тарифов на оплату медицинской помощи в субъектах Российской Федерации, что приводит к эффективному и справедливому использованию средств обязательного медицинского страхования и сглаживанию межрегиональных различий.