Версия для слабовидящих

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ФОНД
ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО
СТРАХОВАНИЯ

5 Декабря 2019

ТФОМС Воронежской области совместно с газетой «Комсомольская правда – Воронеж» проверили, как на практике работает современная система профилактических осмотров несовершеннолетних, и почему так важно проходить медицинскую профилактику не только взрослым, но и детям.

Для профилактики развития детских заболеваний в сфере ОМС существует система профосмотров несовершеннолетних, которая позволяет вовремя выявить отклонения в здоровье, своевременно направить ребенка на дополнительное обследование и (при необходимости) лечение, определить допустимый уровень умственной и физической нагрузки и выработать медицинские рекомендации.

Сведения о состоянии здоровья ребенка нужны не только врачам, но и родителям для предупреждения рисков развития заболеваний. Своевременное выявление отклонений позволит избежать серьезных проблем в дальнейшем.

Профилактические осмотры детей полностью бесплатны. Финансирование профмероприятий и контроль качества оказанной медицинской помощи осуществляют территориальный фонд обязательного медицинского страхования Воронежской области и страховые медицинские организации.

Медицинская профилактика нужна каждому ребенку с момента его рождения. Но в определенные периоды должны проводиться углубленные осмотры с расширением списка специалистов и дополнительных методов исследования – это 1 и 3 года, а также 6, 7, 10, 14, 15, 16 и 17 лет.

Проверено ТФОМС Воронежской области.jpg

Во время комплексной оценки здоровья ребенка врачи смотрят на наличие нарушений или хронических заболеваний, состояние основных систем организма, степень сопротивляемости внешним воздействиям, а также уровень достигнутого развития и степень его гармоничности.

«Стараемся, чтобы между проверками ребенка проходил 1 год или 9 месяцев. За это время может проявиться какая-либо новая патология. Например, в младшем возрасте становятся заметны дефекты посадки. Важно вовремя выявить проблемы с органами зрения. Сейчас в осмотры детей многих возрастов включили эндокринолога, потому что очень рано формируется избыточная масса тела или развивается толерантность к глюкозе, – отметила заместитель главного врача по детской поликлинике Воронежской ГКП №1 Юлия Савельева. – Важно мотивировать родителей на сохранение здоровья ребенка, чтобы не упустить ситуацию. Дети должны приходить к нам с профилактической целью – просто посетить педиатра и услышать, что они здоровы. Чтобы до лечения успеть подкорректировать те незначительные изменения, которые мы выявим. И это, конечно, удобнее делать на подобных осмотрах».

Обычно подобные проверки проходят группами, но если ребенок по той или иной причине не смог или не захотел посетить такой осмотр, все можно провести в индивидуальном порядке.

В карту «История развития ребенка» мама Евгения заботливо пишет имя дочери (Ульяна), год рождения, контактный телефон, адрес и номер полиса ОМС. Тут же медицинский сотрудник выдает маршрутный лист, в котором буквально по минутам расписано, как же будет проходить диспансеризация.

Проверено ТФОМС Воронежской области_5.jpg

Осмотр начинается с маршрутного листа: на нем напечатана схема каждого этажа со стрелками, указывающими, в каком порядке необходимо проходить все процедуры. Начнем?

10:00

Осмотр начинает хирург: он первым делом спросил у Ульяны и ее мамы: «Есть ли жалобы?» Но даже если, как и было в нашем случае, ни родитель, ни ребенок не видят каких-либо проблем, специалисту важно самому за всем проследить.

Ребенка вначале просят походить. Нет ли нарушений в походке? Почему-то принято считать, что проблемы с суставами приходят только с возрастом. Но это не так. Достаточно простых движений, чтобы увидеть дается ли школьнику все просто или же он испытывает дискомфорт. Опять же даже в столь раннем возрасте возможна деформация позвоночника или, например, плоскостопие. В случае с Ульяной хирург лишь дал небольшие рекомендации. 

Проверено ТФОМС Воронежской области_6.jpg

10:15

«Мне и не страшно!», – с обворожительной улыбкой сказала девочка, как только ее окружили врачи в лаборатории и стали спрашивать, не волнуется ли Ульяна. Бояться действительно нечего, процедура стандартная: практически безболезненный щелчок современной иголкой и вот уже кровь быстро перебегает из пальца в пробирку. Результаты будут готовы уже на следующий день. Приходить за ними не нужно, если врачи что-либо заметят, то, конечно же, тут же сообщат родителям.

10:25

Буквы «ш», «б», «м», «к» и прочие на доске офтальмолога в детстве пытался рассмотреть или же угадать каждый из нас. Впрочем, и сейчас это достаточно действенная методика. Однако есть и новинки…

Проверено ТФОМС Воронежской области_3.jpg

Например, четвероклассницу во время осмотра попросили надеть черные очки, как будто для подводного плавания, только в них нужно смотреть на специальные фонарики. В зависимости от того, что видит ребенок, можно выявить скрытое косоглазие.

Проверено ТФОМС Воронежской области_4.jpg

Другой прибор и вовсе напоминает игру: нужно смотреть в специальные линзы, пока к силуэту кошки не «прирастут» хвост и уши. Это упражнение помогает развитию фузионных резервов. «И помните, что только 45 минут в день можно проводить за экранами компьютера, телефона и телевизора», напомнила врач в конце приема.

10:35

Эндокринолог смотрит рост и вес, телосложение ребенка, проводится пальпация щитовидной железы. Стоит сказать, что это довольно деликатный осмотр: так как данный врач смотрит на признаки полового созревания у девочек и мальчиков с 10 лет. Но все проходит исключительно в индивидуальном порядке. 

Проверено ТФОМС Воронежской области_11.jpg

Опять же врач ведет диалог с ребенком: есть ли у мальчика или девочки жалобы на утомляемость или сонливость, а, может быть, выпадение волос или резкие скачки в весе?

10:45 

«Как ваша успеваемость? Долго делаете уроки? Спите достаточно?» – спрашивает невролог.

«Когда как: бывает и три, и четыре часа в зависимости от загруженности. Задают, конечно, много. Мы учимся во вторую смену, поэтому дочь ложится не раньше полуночи. Поспать даем подольше – где-то до девяти», – делится мама.

Проверено ТФОМС Воронежской области_16.jpg

Далее врач проверяет, как ребенок следит за молоточком, стучит им, чтобы выявить рефлексы и проверяет, может ли девочка дотянуться рукой до носа с закрытыми глазами.

Важно, что уже в 10 лет начинаются первые гормональные изменения – из-за этого может болеть голова. К тому же дети начинают становиться «взрослыми». Необходимо следить, чтобы ребенок сильно не перевозбуждался. Невролог советует совмещать интеллектуальную и физическую нагрузку, но при этом не забывать, что главнее всего – правильный режим сна. 

10:55

Педиатр завершает осмотр для того, чтобы суммировать те диагнозы, что поставили другие специалисты. Он же дает не только финальное заключение, но и рекомендации на ближайшее время. 

Проверено ТФОМС Воронежской области_15.jpg

Если какая-либо патология будет выявлена впервые, то врач решает, нужно ли динамическое наблюдение (в этом случае назначаются контрольные обследования) или же ребенка необходимо взять на диспансерный учет – он предполагает углубленные исследования и, возможно, лечение в стационаре или, например, в санатории. 

Следим за зубами

Стоматолог, как правило, принимает детей уже в специализированной поликлинике. В нашем случае речь идет о медучреждении №3. Впоследствии он передает свое заключение и на основании всех выводов, сделанных медиками, составляется заключение.

Подводим итог

Профилактические осмотры необходимы, чтобы определить группы здоровья ребенка и допустимый уровень его умственной и физической нагрузки, а также выработать медицинские рекомендации.

«Для меня сегодня это не было волнительно. Я, как мама, с трепетом отношусь к состоянию здоровья своего ребенка и стараюсь как можно чаще, насколько это возможно, делать профилактику. Лучше приходить в медорганизации на подобные проверки, чем что-либо упустить», – отметила Евгения.

«Было все отлично! В моем классе есть те, кто и побаивается подобных осмотров, но я среди тех, кто не боится», – добавила Ульяна.

Качество проведенных исследований и лечения (при необходимости) контролирует ТФОМС и представители страховых медицинских компаний. Они защищают права застрахованных на бесплатную и качественную профилактическую помощь. Если вы столкнетесь с проблемами или у вас появятся сомнения в качестве профосмотра – обращайтесь к вашему страховому представителю.

«Повышенное внимание к детскому здоровью в школьные годы не случайно. С одной стороны, именно в этот период дети интенсивно растут, меняется их организм, а с другой – меняется привычное окружение, режим дня, увеличивается нагрузка, появляются декомпенсирующие факторы учебного процесса», – подчеркнули в региональном ТФОМС.

В Воронежской области за 9 месяцев 2019 г. профилактические медосмотры несовершеннолетних прошли 275 134 чел. на сумму 396 011,44 руб. Диспансеризацию на сумму 10 210,29 руб. прошли 2 614 находящихся в стационарных учреждениях детей-сирот и детей в трудной жизненной ситуации. Также диспансеризацию прошли 3 338 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе усыновленных (удочеренных), принятых под опеку (попечительство), в приемную или патронатную семью (на сумму 13 038,23 руб.).



Возврат к списку

Региональные новости

Территориальные фонды

Горячие линии

Во всех субьектах Российской Федерации действуют горячие линии территориальных фондов обязательного медицинского страхования

При обращении на горячие линии граждане могут получить консультативную помощь по вопросам:

  • о наличии права и порядке выбора (замены) страховой медицинской организации, порядке получения полиса обязательного медицинского страхования;
  • о наличии права и порядке выбора медицинской организации и врача в соответствии с законодательством;
  • о режиме работы медицинской организации;
  • о порядке получения различных видов медицинской помощи в рамках базовой и территориальной программ обязательного медицинского страхования;
  • о возможности прохождения диспансеризация и профилактических медицинских осмотров;
(495) 952-93-21

Телефон горячей линии МГФОМС

Аналитика

Данные на 01.01.2019

Данные на 01.01.2019

Данные на 01.01.2019

Данные на 01.01.2019

Данные на 01.01.2019

Данные на 01.01.2019

 

Застрахованных лиц по данным за 2014-2018 гг

Медицинских организаций ОМС по данным за 2014-2019 гг

Страховых медицинских организаций по данным за 2014-2019 гг

Среднемесячная заработная плата врачей по данным за 2013-2019 гг

Медицинских организаций, оказывающих ВМП по данным за 2015-2019 гг

Застрахованных лиц, получивших ВМП по данным за 2015-2019 гг

 

Направление деятельности

Организация ОМС

Стратегическим направлением деятельности ФОМС является обеспечение исполнения на территории Российской Федерации Закона Российской Федерации №326-ФЗ от 29 ноября 2010 года «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», а также развитие и совершенствование нормативно-методической базы обязательного медицинского страхования.

Во исполнение установленных функций, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования осуществляет аккумулирование финансовых средств для обеспечения финансовой устойчивости системы обязательного медицинского страхования, выравнивание финансовых условий деятельности территориальный фонд обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования путем направления территориальным фондам обязательного медицинского страхования финансовых средств на выполнение территориальных программ обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования.

Расходование средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования осуществляется исключительно на цели, определенные законодательством, регламентирующим его деятельность, в соответствии с бюджетом, утвержденным федеральным законом.

Финансово-экономическая деятельность

Финансово-экономическая деятельность Федерального фонда обязательного медицинского страхования направлена на:

  • разработку проектов федеральных законов о бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на очередной финансовый год и на плановый период, о внесении изменений в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования текущего финансового года, об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за отчетный финансовый год;
  • составление и ведение сводной бюджетной росписи бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования;
  • обеспечение исполнения бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования в текущем финансовом году, в том числе финансирование мероприятий, возникающих в результате принятия федеральных законов и (или) нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и реализуемых Федеральным фондом обязательного медицинского страхования;
  • обеспечение размещения временно свободных средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования;
  • осуществление сбора и анализа информации о финансовых средствах в сфере обязательного медицинского страхования;
  • обеспечение реализации ведомственной целевой программы «Организация обязательного медицинского страхования в Российской Федерации».

  • Ведомственная целевая программа «Организация обязательного медицинского страхования в Российской Федерации»
  • Ведомственная целевая программа «Организация обязательного медицинского страхования в Российской Федерации» (далее – ВЦП) разработана в соответствии с пунктом 10 Правил разработки, реализации и оценки эффективности отдельных государственных программ Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2017 № 1242, и Положением о разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19.04.2005 № 239.

    ВЦП является важнейшим инструментом эффективной государственной политики, направленной на обеспечение стратегических целей развития здравоохранения и обязательного медицинского страхования, сформулированных в Указах Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», государственной программе Российской Федерации «Развитие здравоохранения», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 № 1640, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, Федеральном законе от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и Федеральном законе от 29.10.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».

    Успешная реализация ВЦП позволит реализовать базовые конституционные права граждан на охрану здоровья и оказание бесплатной медицинской помощи.


    Приказ ФОМС от 9.12.2019 № 244
    Об утверждении ведомственной целевой программы «Организация обязательного медицинского страхования в Российской Федерации
  • Предоставление субвенций бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на финансовое обеспечение расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении переданных полномочий органам государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования
  • В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» финансовое обеспечение расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении переданных полномочий Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования, осуществляется за счет субвенций, предоставленных из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования (далее – Федеральный фонд, территориальные фонды).

    Размер субвенции, предоставляемой из бюджета Федерального фонда бюджетам территориальных фондов, рассчитывается в соответствии с единой для всех субъектов Российской Федерации Методикой распределения субвенций, предоставляемых из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на осуществление переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2012 № 462 (далее – Методика).

    В соответствии с Методикой объем субвенций, предоставляемый бюджетам территориальных фондов, определяется исходя из численности застрахованных лиц, норматива финансового обеспечения базовой программы обязательного медицинского страхования, установленного в программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам Российской Федерации медицинской помощи, и, в целях учета региональных особенностей субъектов Российской Федерации, коэффициента дифференциации, рассчитываемого для каждого субъекта Российской Федерации. Распределение субвенций на очередной финансовый год утверждается федеральным законом о бюджете Федерального фонда на очередной финансовый год и плановый период.

    Субвенции предоставляются при условии соответствия объема бюджетных ассигнований на обязательное медицинское страхование неработающего населения, утвержденного законом о бюджете субъекта Российской Федерации, размеру страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения, рассчитанному в соответствии со статьей 23 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», и при условии перечисления в бюджет Федерального фонда ежемесячно, не позднее 28-го числа, одной двенадцатой годового объема бюджетных ассигнований на обязательное медицинское страхование неработающего населения, утвержденного законом о бюджете субъекта Российской Федерации.

    Субвенции бюджета ТФОМС на выполнение переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации в сфере ОМС, млрд. рублей

  • Финансовое обеспечение Родовых сертификатов
  • Ежегодно из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2010 № 1233 «О порядке финансового обеспечения расходов на оплату медицинским организациям услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, и медицинской помощи, оказанной женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовой период, а также по проведению профилактических медицинских осмотров ребенка в течение первого года жизни» предоставляются межбюджетные трансферты:

    • на оплату медицинским организациям и иным организациям, осуществляющим медицинскую деятельность, участвующим в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, и медицинской помощи, оказанной женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовой период, а также по проведению профилактических медицинских осмотров ребенка, поставленного в течение первого года жизни в возрасте до 3 месяцев на диспансерный учет;
    • на оплату услуг по изготовлению и доставке в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации бланков родовых сертификатов.


    Постановление Правительства от 31.12.2010 № 1233
    О порядке финансового обеспечения расходов на оплату медицинским организациям услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, и медицинской помощи, оказанной женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовой период, а также по проведению профилактических медицинских осмотров ребенка в течение первого года жизни
  • Мониторинг качества финансового менеджмента территориальных фондов обязательного медицинского страхования
  • В целях повышения эффективности расходов бюджетов территориальных фондов обязательного медицинского страхования и качества управления средствами обязательного медицинского страхования Федеральным фондом обязательного медицинского страхования (далее – Федеральный фонд, территориальные фонды) в соответствии с приказом Федерального фонда от 19.01.2015 № 6 «Об утверждении порядка проведения мониторинга качества финансового менеджмента фондов обязательного медицинского страхования» осуществляется мониторинг качества финансового менеджмента территориальных фондов.

    Предметом мониторинга является качество финансового менеджмента, осуществляемого территориальными фондами.

    Критерии качества финансового менеджмента включают следующее:

    • точность финансового планирования;
    • эффективность управления дебиторской задолженностью;
    • качество работы по восстановлению средств обязательного медицинского страхования;
    • полнота и своевременность исполнения бюджетных обязательств;
    • эффективность управления кредиторской задолженностью;
    • своевременность осуществления межтерриториальных расчетов;
    • соблюдение финансовой дисциплины;
    • наличие системы внутреннего контроля;
    • качество работы по судебным искам;
    • трудовой потенциал финансового (финансово-экономического) подразделения фонда.


    Рейтинг ТФОМС за 2016 год
    Рейтинг ТФОМС за 2017 год
    Рейтинг ТФОМС за 2018 год
  • Размещение временно свободных средств
  • Федеральный фонд обязательного медицинского страхования осуществляет размещение временно свободных средств в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2010 № 1225 «О размещении временно свободных средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования и территориальных фондов обязательного медицинского страхования».



    Постановление Правительства от 31.12.2010 № 1225
    О размещении временно свободных средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования и территориальных фондов обязательного медицинского страхования

Правовая деятельность

Согласно Уставу Федерального фонда обязательного медицинского страхования, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.1998 № 857, одними из функций ФОМС являются:

  • издание нормативных правовых актов и методических указаний в соответствии с полномочиями, установленными Федеральным законом Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации;

  • утверждение формы заявлений, реестров счетов, актов, иных документов, указанных в нормативных правовых актах, предусмотренных Федеральным законом Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации, и порядок их заполнения, если иное не установлено этим Федеральным законом;

  • осуществление международного сотрудничества в сфере обязательного медицинского страхования;

  • право на организацию подготовки и дополнительного профессионального образования, в том числе за пределами территории Российской Федерации, работников Федерального фонда и участников обязательного медицинского страхования в целях осуществления деятельности в сфере обязательного медицинского страхования.

Контрольно-ревизионная деятельность

В соответствии с пунктом 6 части 2 статьи 7, пунктом 7 части 8 статьи 33, части 12 статьи 50.1, части 12.5 статьи 51  Федерального закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (с изменениями) и на основании пункта 8 Устава Федеральный фонд обязательного медицинского страхования осуществляет контроль за соблюдением субъектами и участниками обязательного медицинского страхования законодательства об обязательном медицинском страховании и за использованием ими средств обязательного медицинского страхования, в том числе проводит проверки и ревизии.

Основные функции Контрольно-ревизионного управления:

  • контроль за соблюдением законодательства об обязательном медицинском страховании и использованием средств обязательного медицинского страхования, в том числе проведение проверок и ревизий;

  • проведение аналитической работы по результатам проверок;

  • разработка методологии проведения финансового контроля деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования;

  • проведение аналитической работы по отчетным данным территориальных фондов обязательного медицинского страхования о результатах деятельности их контрольно-ревизионных подразделений;

  • осуществление контроля за выполнением территориальными фондами обязательного медицинского страхования мероприятий по устранению нарушений и недостатков, выявленных при проверках.

Контрольно-ревизионная деятельность ФОМС:

Приказ ФОМС от 16 апреля 2012 года № 73 "Об утверждении Положения о контроле за деятельностью страховых медицинских организаций и медицинских организаций в сфере обязательного медицинского страхования территориальными фондами обязательного медицинского страхования".

Приказ ФОМС от 19 декабря 2013 года № 260 "Об утверждении порядка осуществления Федеральным фондом обязательного медицинского страхования контроля за соблюдением законодательства об обязательном медицинском страховании и за использованием средств обязательного медицинского страхования".

Типовая программа проверки (ревизии) соблюдения законодательства об обязательном медицинском страховании и использования средств обязательного медицинского страхования территориальными фондами обязательного медицинского страхования в 2017 и 2018 годах.

Полезные ссылки

Контактная информация

Адрес федерального фонда обязательного медицинского страхования:
127994, ГСП-4, Москва, ул.Новослободская, 37 корп. 4а

Справки по вопросу регистрации письменных обращений граждан:
(495) 870-96-80, доб. 1514, 1515, 1520, 1525

Прием корреспонденции общим отделом
пн-чт с 9:00 до 17:45, пт с 9:00 до 16:30

По вопросам связанным с порядком получения гражданами полиса ОМС и порядком получения медицинского обслуживания по полису ОМС:
(499) 973-31-86; (495) 870-96-80, доб. 1042, 1048